ГБПОУ КГТиТ 41 Детский сад РАДУГА

Консультация для родителей "Поведение детей в природе"

Консультация для родителей

"Поведение детей в природе"

1. Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях». Как понять эти слова? Мало ли зачем ты пришел в лес. Но не забывай, ты - в гостях!

2. Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.

3. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в конкретной ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если поймет, что шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов бабочек просто так, ради праздного любопытства, ­принесет большой вред луговым растениям и загубит живые существа, лишив их жизни.

4. Поэтому содержание правил поведения в природе не может обойтись сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не шуметь», «не ломать», «не разорять», а обоснованно подводить детей к выводу: так надо поступать и почему именно так.
Еще Белинский писал: «чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке»
На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор линии своего поведения. Надо выбрать самостоятельно какой -то вариант поведения из нескольких возможных - взять ли найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или не взять? И почему? Или: так хочется принести домой с прогулки букет полевых цветов, а вроде - нельзя! Как быть?

5. Можно предложить детям ряд следующих ситуаций:
Первая ситуация: Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти, Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там, наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по лесным травам.. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Теперь понятно, какую ошибку совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А заодно - и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в лесу – 

 не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.

Вторая ситуация: шум в лесу. Вы любите слушать музыку? И взяли с собой приемник и магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?

Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь? Проверь - перед твоим появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц. А сейчас все стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых ­затаись; Не шуми- вот следующее правило.

Третья ситуация - птенец на дороге. Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждет, когда его накормят. А мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки. Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть беззащитного детеныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в твоем доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь. Зря, ох, зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца! Помните: птенцов из их дома и от их родителей брать ни в коем случае нельзя так же, как и других детенышей.

Четвертая ситуация - никогда не разоряй муравейники, не беспокой зря муравьев!
Муравьев в наших лесах становится все меньше, а муравьи играют немалую роль в жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.

Пятая ситуация: букет цветов. Не перечесть цветов, которыми одарило нас лето. И все они просятся в букет! И если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки, василька. И, конечно, букет нужно собирать по пути домой, когда возвращаетесь с прогулки. 

Шестая ситуация: Лесные грибы и ягоды. Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, собирать руками, а не совком и брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем и никогда не собирать все ягоды до одной - надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох, т.к. грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Необходимо ножку гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить грибницу. А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. А вот ядовитые грибы могут быть полезны животным, так что не стоит пинать мухоморы: пусть они лес украшают и зверей лечат!

Хотели бы Вы здесь отдохнуть? Чтобы сохранить такую красоту, нужно соблюдать  ряд  правил:

1. Не загрязняйте берега водоёмов (банками, бутылками, упаковками). Консервные банки могут лежать  на земле 90 лет, полиэтилен разлагается примерно через 80-90 лет, а стекло практически вечно.

2. Не рвите белые кувшинки, жёлтые кубышки и другие растения, растущие в водоёме, они являются украшением водоёма и необходимы другим водным обитателям.

3. Береги лягушек и головастиков!

4. Не пейте сырую воду из незнакомых источников – там могут быть болезнетворные микроорганизмы и вредные для здоровья вещества.

Конечно, это не все правила поведения в природе. Но и эти правила помогут сохранять и многообразие цветущих трав, и чистоту лугов и полей, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц ...

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание.
Поэтому первая задача - изучать жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. И будь в этом доме добрым и умным Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.

Я шагаю по лужайке - великан в трусах и в майке.

Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.

Вот улитка - добрый гномик - на себе таскает домик.

Вот квартирка для жучка - дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка - в нем живут букашки.

Эта малая страна вся кругом заселена!

Если я великан, захочу,

 Как лихой ураган, налечу!

Все домая могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу ... только я не хочу!

 

 

 

18 декабря 2018 в 23:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.