ГБПОУ КГТиТ 41 Детский сад РАДУГА
Консультация для родителей «Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность»Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение) оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную функции. Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра, его возможностей как педагогического средства в развитии дошкольников. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии старших дошкольников. Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом 2 и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста. Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Понимание игры как «эмоционально-действенного освоение мира», по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им. В театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок. Чем интереснее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор. Развитие эмоциональной сферы дошкольника – это главная задача театрализованной деятельности, и этой задаче уделяется достаточное внимание во время специальных театрализованных занятий в детских садах. Начинать знакомство дошкольников с эмоциями можно со второй младшей или средней групп. Ребенок в этот период способен к восприятию необходимых понятий. Словарный запас пополняется словами, которые обозначают эмоции. Но само слово «эмоции» четырёхлеткам не дается, оно заменяется более понятным для них словом - «настроение». На театрализованных занятиях применяются определенные этюды, упражнения, игры, которые направлены на развитие мимики и пантомимики. При выполнении этих действий, дети знакомятся с основными эмоциями (настроениями) и возможностью их выразить с помощью жестов. В ненавязчивой и непринужденной обстановке дошкольник может научиться вербально перевоплощаться, чтобы характер и голос героя могли узнать другие. Особенное внимание уделяется тому, чтобы дети уловили связь 3 между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, темп, интонационные и логические ударения). К значительным моментам при становлении личности ребенка можно отнести определение и передачу эмоций и чувств. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу детей и параллельно способны пробудить сочувствие к персонажам, сопереживание разыгрываемым ситуациям. В процессе этого сопереживания возникают особые отношения и моральные оценки, которые имеют огромную принудительную силу по сравнению с оценками, просто сообщаемыми и усваиваемыми. Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей отзывчивости, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние другого по мимике, интонации, жестам, способности ставить себя на его место в различных ситуациях, применять соответствующие способы содействия. Чтобы радоваться чужой радости и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место. Можно утверждать, что театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий дошкольников, источник приобщения их к духовным ценностям. При исполнении роли дети могут не только передавать вербально и невербально эмоции героев, но и эмоционально переживать поступки своих персонажей. Это безусловно отражается на развитии сферы чувств дошкольников. Эстетические переживания способны позволить детям испытать восторг теми проявлениями жизни, которые они до этих пор не замечали, и изображать их с помощью жестов, движений, мимики и других средств выразительности.
13 марта 2019 в 21:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.